Pro приятное


Данная статья будет посвящена человеческим потребностям. «Почему же название этой статьи «Про приятное»?» — спросите вы.  А что еще может быть приятнее, чем удовлетворение собственных потребностей?!
Люди зависимы от собственных потребностей и физически, и эмоционально. Стремление обрести то самое пресловутое счастье, тоже является одной из человеческих потребностей. Точнее сказать, счастье – есть удовлетворение абсолютно всех потребностей на данный момент, и стремиться к этому естественно. Однако же, в современном мире, в череде бесконечных хлопот, навязывания чужого мнения, рекламы, социальных сетей, бытовых проблем,  зарабатывания денег, человеку редко удается прислушаться к самому себе и понять, чего же он в действительности хочет и как это получить. Давайте попробуем разобраться, в чем же люди нуждаются и почему, часто, не могут получить желаемого.
Какие бывают потребности


Человек,  существо сложноустроенное, и достаточно прихотливое. Еще знаменитый психолог Абрахам Маслоу свел все возможные человеческие потребности в иерархическую модель (пирамида потребностей).  С нее мы с вами и начнем.
1
Основой этой модели является удовлетворение физиологических (органических) потребностей.
Для начала комфортного существования человеку нужна еда, сон и удовлетворение физиологических нужд.  Казалось бы, зачем об этом писать, ведь тут и так все ясно?! А вот и нет! Большое количество людей пренебрегают именно базовыми физиологическими потребностями – не завтракают, недосыпают, забывают сходить в туалет.  Это игнорирование  влечет за собой плохое самочувствие, пониженное/повышенное давление, ухудшение телесного здоровья, а за ним и душевного. Сложно быть довольным и счастливым, когда ты голоден, измотан недосыпом, хочешь в туалет или испытываешь физическую боль. Между прочим, тут же находится и потребность в сексе. Несмотря на обесценивание Советским Союзом этой потребности, она не перестает существовать и быть именно физиологической. Взрослому человеку необходима регулярная половая жизнь. А еще у нашего тела имеется потребность в движении. Мышцы должны и хотят работать.
2
На ступеньку выше в этой модели находится потребность в безопасности.
Каждый человек хочет чувствовать себя защищенным и стремиться к этому. Безопасность может быть разной – физической, финансовой, психологической. Мы во всем ищем надежности и стабильности. Кажется, что пренебрегать безопасностью сложно, но только не человеческой психике. Кто-то переходит дорогу на красный свет, кто-то вкладывает деньги в сомнительное предприятие,  кто-то экономит на такси и бредет ночью домой пешком, кто-то ест просроченные продукты, кто-то едет на работу с температурой или поднимает тяжести, которые приводят к травмам. Люди частенько забывают, а некоторые и не знают, что «техника безопасности» должна присутствовать не только на рабочих местах, но и в голове каждой личности по отношению к самому себе. Как же чувствовать себя в безопасности, если самому себе доверять нельзя?!
Ощущение безопасности может дать физически сильный человек рядом, сигнализация в квартире, преданные друзья, крепкая семья, хорошая зарплата или приличный счет в банке. Однако ничего не дает такого ощущения безопасности, как уверенность в себе самом, в том, что ты сможешь справиться с любыми сложными ситуациями.
Если у человека не имеется хоть в какой-то степени ощущения безопасности, то будет невозможно расслабляться, заниматься творчеством, испытывать любовь и радость.  Получать удовольствие от жизни будет мешать постоянно присутствующая тревога. На нашем теле небезопасность отражается тем, что мышцы все время находятся в напряжении, сжимаются сосуды, нередко появляются или обостряются проблемы с желудком. Даже вегетативная система работает парадоксальным образом – человеку может быть зябко, но он в то же время может вспотеть (прошиб холодный пот).
3
Еще ступенькой выше находится потребность в принадлежности и любви.
Человек существо социальное. Людям важно ощущать, что они не одни. Мы имеем потребность в семье, в близких отношениях, тяжело переживаем отвержение. Людям важно ощущать себя вместе с кем-то, свою принадлежность к какой-либо группе.  Именно из-за этой потребности нас привлекают люди со схожими с нами интересами и принципами. Нам их легче понять, легче установить дружеские отношения, мало того, мы начинаем чувствовать себя увереннее. Люди, которые нам кажутся чем-то похожими на нас самих, вызывают доверие и фантазию о том, что они будут хорошо к нам относиться, принимать и любить. Если же человек чувствует себя изгоем, то это причиняет боль. Отвержение — это атака на самоценность человека и не каждый может ее легко выдержать. Уединение может приносить удовольствие, но одиночество, которое человек не выбирал – нет. В отверженном состоянии невозможно испытывать ощущение счастья.
4
Четвертой по значимости в этой модели стоит потребность в уважении.
Ощущение уважения – это ощущение собственной важности и значимости для других. Человеку нужно, чтобы его мнением интересовались, к его словам прислушивались, а желательно и восхищались. Именно в этой потребности расположено наше желание одобрения со стороны других людей, желание добиться успеха и признания. Конечно, чем выше уверенность в себе, тем легче переносятся неудачи, тем легче пережить свою неважность для кого-то, но потребность  все таки остается и никуда не исчезнет. Хочу заметить, что принадлежность к какой-либо группе еще не дает ощущение собственной значимости и важности, только признание в этой самой группе дает ее.
5
Куполом пирамиды Маслоу является потребность в самоактуализации (самовыражении).
В эту категорию мы можем отнести познавательную, духовную, эстетическую потребность.
Потребность познавать, исследовать, научиться чему-то новому, чаще удовлетворяется в детском возрасте, чем во взрослом. Взрослые люди обесценивают эту свою потребность. Считается, что если ты взрослый, имеешь образование, профессию, семью, то этого как бы и достаточно для полноценной жизни. Когда людям скучно, то их осуждают, не поддерживают в открытии новых увлечений, но в то же время их осуждают, если они застопорились и не развиваются. Именно от невозможности реализовать свою познавательную потребность, кто-то начинает развлекать себя алкоголем, интригами, изменами, сверхконтролем за близкими и даже болезнями. Конечно вышеперечисленные «развлечения» происходят бессознательно и приносят, как правило, кратковременное удовлетворение.
Потребность человека в чем-то прекрасном – в красоте и гармонии, тоже не редко отодвигается на второй план. Создание или «прикосновение» человека к природе, искусству, музыке, танцам – дает и расслабление, и наслаждение, и развитие. Без удовлетворения эстетической потребности, человек также не сможет чувствовать себя абсолютно удовлетворенным.
Самовыражение – это демонстрация миру себя самого. Возможность самовыражения ребенок и здоровый взрослый человек находят повсюду. Мысли и чувства, идеи и принципы человека постоянно ищут выход наружу. Песня, стихи, танец, статья, воспитание детей, кулинарное блюдо, пошив одежды, фото, видео, картины, музыка, икебана, шутка, рисунок на песке и даже наведение определенного порядка в доме – выражение глубинного содержания личности человека. Без самовыражения трудно представить себе полноценную счастливую жизнь.
Порядок иерархии потребностей для каждого конкретного человека может меняться в зависимости от возраста и ситуации. Важных и не важных потребностей нет. Потребность есть потребность. Просто одна более актуальна на данный момент, а другая менее.
Механизм удовлетворения потребности
Теперь вы знаете, какие виды потребностей имеются у каждого человека. Любое желание скрывает под собой какую-либо неудовлетворенную потребность. Человек может быть полностью удовлетворен лишь на какое-то время, а следом наступает голод, скука, желание пообщаться и так далее. Потребности чередуются одна за другой, и их желательно удовлетворять. Воспользуемся теорией гештальт-терапии для того, чтобы понять, каким образом удовлетворяются наши потребности.
Существует несколько этапов для удовлетворения любой потребности:
1.  Человек понимает, что он чего-то хочет, но пока не понимает чего. Имеется какое-то внутреннее движение, импульс, какой-то дискомфорт. Человек прислушивается к себе, пытается понять чего же он хочет. Когда он понимает, чего хочет, то переходит к 2 этапу.
2. Происходит исследование поля, в котором находится человек. Имеется ли в этой среде то, что нужно. Человек ищет возможности для удовлетворения потребности, осуществляется выбор из вариантов. Если есть преграды для удовлетворения желания, то человек пытается их преодолеть, устранить, обойти. Если получается, то наступает 3 этап.
3. Контакт с объектом желания и удовлетворение потребности.
Если удовлетворения не происходит, то человек понимает, что он получил чего-то другое, не то, чего хотел и возвращается на первый этап.
4. Человек наслаждается результатом, ассимилирует новый опыт и успокаивается.
Если потребности удовлетворяются достаточно часто, то энергия восполнятся, человек чувствует себя довольным, сильным, уверенным в себе. Если какие-то потребности практически не удовлетворяются, то может наступить вялость, апатия, депрессия, теряется смысл жизни.

Благодаря вышеописанным этапам можно попробовать отследить, где именно прерывается удовлетворение потребности.
1. Если потребность прерывается на первой стадии, то можно сказать, что вы подвержены психологическом слиянию с другими людьми. Вам сложно понять чего вы хотите, что нужно именно вам, но других вы очень тонко чувствуете, часто помогаете, живете чужой жизнью, забывая о себе.
Что делать
Начинать больше думать и заботиться о себе, даже если кому-то это может не понравиться. Первое время вас будет мучить чувство вины, вам будет нужна психологическая поддержка, т.к. прерывание в в удовлетворении потребности на этом этапе происходит в психике достаточно глубоко.

2. Если прерывание происходит на 2 этапе, то скорей всего вы часто ощущаете себя «жертвой». Вы можете чувствовать и точно знать что именно вам нужно, но как будто не понимаете как ее можно удовлетворить, кто-то или что-то постоянно мешает. Вы часто ориентируетесь на чужое мнение и боитесь выглядеть не очень хорошим в глазах окружающих.
Что делать
Вам все-таки придется принять то, что кроме вас самого никто не сможет удовлетворить вашу же потребность. Нужно взять ответственность за себя самого и приступать к выполнению собственных желаний вопреки помехам. Да, в чьих-то глазах вы можете показаться эгоистом, напористым, нахальным, но если это то, что вам нужно и не ведет к нарушению закона, причинению вреда здоровью и жизни другого человека, то смело выполняйте. Никто не вправе вас осуждать.

3. Вы получаете то, что хотели, но не можете этим насладиться. Кажется, что вы получили только часть желаемого и не совсем то, что хотелось. Вы можете испытывать зависть к другим, к их достижениям. Вам мало того, что вы получили и нужно намного больше. Или наоборот, вы можете испытывать чувство вины и неловкости за то, что получили желаемое и удовлетворения не наступает.
Что делать
Пробовать успокоить себя, снизить планку претензий, прислушиваться к своим чувствам. Только если вы сможете расслабиться, почувствуете удовлетворение.

4. Когда прерывание происходит на последнем этапе, то, несмотря на удовлетворенную потребность, наслаждения и ассимиляции не происходит. Результат обесценивается. Человеку как будто бы надо начинать все сначала. Не происходит принятие того, что произошло удовлетворение той самой потребности. В итоге человеку снова и снова нужно стремиться к удовлетворению одной и той же потребности.
Что делать
Больше хвалите себя и цените собственные усилия. Принимайте во внимание комплименты других людей, не отмахивайтесь. То, что вы способны удовлетворять потребности, достигать поставленные цели — великолепно! Помните об этом.
Удовлетворение разных потребностей может происходить на разных этапах. Кому-то легче удовлетворять познавательные потребности, но сложнее физиологические, кому-то наоборот.
Почему происходит прерывание
Если мы с вами будем отталкиваться от вышеописанной модели потребностей по Маслоу, то можно сказать, что удовлетворение любой потребности необходимо человеку для комфортного существования. Однако же, как мы уже выяснили, случаются прерывания на пути к желаемому. Прерывания эти происходят, по большей части, в нашей психике. Люди действуют по тому механизму, который у них сформирован с детства.
В детстве над ребенком взрослые имеют огромную власть. Они могут что-то разрешать, а чего-то запрещать. Иногда запреты и разрешения происходят открыто, иногда завуалировано. Например, если ребенка ругают за отметки ниже 4, за помарки в тетради, за потерянную игрушку, за забытые на детской площадке вещи, то ему как бы запрещено делать ошибки, а без ошибок сложно познавать мир. Тем самым, запрещая ребенку ошибаться, взрослые косвенно запрещают исследовать окружающий мир и все, что с ним связано (отношения между людьми, в том числе), препятствуют получению своего уникального опыта, на который в дальнейшем можно будет опираться. И уже во взрослом возрасте человек будет ощущать эти запреты у себя внутри, будет бояться проявлять инициативу, тяжело переживать неудачи, не сможет узнавать что-то новое. В этом примере мы видим прерывание на 2 этапе. Человек понимает, чего хочет, но не может двинуться к цели.
Еще один пример, ребенок просит новую игрушку, наряд или проявление внимания от родителей. Взрослые начинают ругать, стыдить ребенка, говоря о том, что игрушек у него и так много, или, что денег нет, а он совсем об этом не думает, или, что взрослые устают очень, а ребенку все равно и т.д. В данном случае ребенку как будто бы и желать нельзя, его ругают не за действие, а за желание! В этом случае, во взрослом возрасте, будет происходить прерывание на 1 этапе. Человек даже не будет исследовать пространство для того чтобы понять, может он где-то получить желаемое или нет.
Еще раз напоминаю, что с разными потребностями, дела могут обстоять по-разному и может приводить к парадоксальным ситуациям.  Как в случае, когда работать много разрешено, а иметь достойную оплату – нет. Вот и трудится человек с утра до вечера, а в финансовом смысле еле концы с концами сводит.

Давайте подведем итоги и составим план того, что вы можете для себя сделать, на пути к хорошей, счастливой жизни.
1. Определите, запишите свои потребности. Поразмышляйте, какие из потребностей удовлетворяются часто, какие редко, а какие совсем не удовлетворяются.
2. Составьте список возможных причин, почему не удовлетворяется та или иная потребность. Проанализируйте, на каком этапе происходит прерывание, попробуйте следовать рекомендациям, указанным под каждым этапом.
3. Если у вас возникают сложности с определением потребностей, этапов прерывания, вам сложно выполнять рекомендации, то попробуйте обратиться к психологу или к психотерапевту.
Будьте внимательны к себе! Удачи!
1.10.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *