Памятка родителям школьников

В своей практике мне часто приходилось слышать от клиентов о нарушении психологических границ учителями, завучами, директорами учебных заведений. Нарушаются границы не только у школьника, а и у родителя. И самое располагающее место к этому – родительское собрание. Бывает так, что учителя пытаются сравнять родителей с учениками, общаясь с позиции «Над». Нередко приходилось слышать, да и собственными глазами видеть завуалированные, а бывало и открытые, унижения детей при родителях. Бывает «травля» какого-то ребенка или родителя, отсутствие взаимопонимания и нежелание этого самого понимания. И многие родители просто не знают как вести себя в подобных ситуациях. Конечно, не все родители, как и не все учителя, бывают адекватны. Но, так как родители мне жалуются чаще, эта памятка будет для них.

Кто такой учитель?

Учителя являются обычными людьми, без сверхспособностей, но с педагогическим образованием. В институтах, по большей части, их готовят обучать предмету, но почти никогда (только если повезет с преподавателем) – к выстраиванию отношений с классом (как группой), с  учениками (как с личностью), ну и с родителями. И сами они от этого страдают не меньше, чем их подопечные. Получается, что самое тяжелое ложится на их собственные плечи. Учителя собственным опытом, самообразованием, психотерапией нарабатывают коммуникативную базу. Кто-то становится более осознанным, кто-то нет. Как и в любой другой профессии, среди учителей есть люди абсолютно не подходящие на эту роль, а есть талантливейшие личности.

Что важно знать родителю, чтобы самому не пострадать и защитить своего ребенка от несовершенного педагога/школьной администрации:

— родитель по отношению к школе является партнером, и отношения у них могут быть только с позиции «на равных»;

— никто не имеет права неуважительно с Вами разговаривать, даже если этот человек обучает Вашего ребенка, даже если он завуч или директор – Вы заслуживаете только уважительного отношения;

Вас не имеют права поучать, стыдить, отчитывать, если только Вы сами этого не попросили.

— ответственность за обучение ребенка лежит на учителях и родителях;

От учителя требуется добросовестное исполнение своих обязанностей на уроках и посильная помощь тем ученикам, которым сложно дается предмет. От родителей требуется предоставление комфортных психологических и прочих условий. В начальных классах – контроль и помощь в выполнении домашних заданий, в средних и старших – репетиторы, по сложным для ребенка предметам и моральное, иногда физическое участие.

— ответственность за восприятие ребенком информации и формирования навыка лежит на учителях, родителях и самом ребенке;

Учитель должен своевременно сообщать родителям (сам или через классного руководителя) о трудностях в усвоении предмета учеником, на которые он повлиять не в силах (психологические, интеллектуальные или психофизические). Далее причину трудностей ищут сами родители, а затем принимают нужные меры.

— учитель обязан выставлять конкретные и понятные требования к ученикам, ориентируясь на учебную программу, не завышая и не занижая их;

Учитель может давать дополнительные задания, рекомендовать литературу по теме или пособия, но он не имеет права требовать с ребенка больше, чем предполагает учебная программа.

— учителя не обязаны любить Ваших детей, но они обязаны быть уважительными и добросовестными в своей работе;

— учителя не обязаны завышать балл Вашему ребенку только потому, что по остальным предметам у него хорошие отметки;

Вы можете попросить учителя наедине о завышении балла, но требовать не можете.

— учителя не имеют права занижать балл Вашему ребенку из-за предвзятого отношения;

 Если Вы не согласны с отметкой, то попросите конкретики. Учитель должен объяснить Вам, где у ребенка пробелы и что нужно выучить.

— Вы не обязаны присутствовать на родительских собраниях;

Посещение родительских собраний, заполнение анкет, пожертвования школе являются добровольными, а не обязательными.

— если Вас вызывают в школу, то должна быть оговорена причина вызова;

— Вы не обязаны встречаться с учителями и администрацией в неудобное для Вас время;

— за поведение ребенка в школе ответственность несет школа;

Вы не можете повлиять на дисциплину ребенка там, где Вас нет рядом. Ваша задача разобраться в причинах нарушения поведения у ребенка (дезадаптация, конфликты, тревога и т.п.) и принять меры.

— если Вас не устраивает то, как учитель общается с ребенком или с Вами, то вы имеете право сказать об этом;

Если прямые попытки установить контакт с учителем не увенчались успехом, то Вы имеете право пожаловаться школьной администрации (лучше в письменном виде) или в министерство образования.

— если по каким-то причинам Вы не делаете ничего, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, то Вы полностью несете ответственность за последствия.

Я еще ни разу не видела детей, которые бы страдали от защиты родителей, но часто встречала тех детей, которые страдали от отсутствия этой самой защиты.

И еще раз хочу напомнить, что учителя обычные люди. Чем лучше Вы это будете осознавать, тем легче Вам будет разобраться в ситуации – можно ли договориться с учителем или нужно жалобу подавать. С Вашей стороны к ним тоже требуется уважение, если только они его уже не потеряли.

Желаю удачи и терпения!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *